Форум
Спектакль о любви (10 октября 2016 г.)
Сообщений: 2
• Страница 1 из 1
Спектакль о любви (10 октября 2016 г.)
Бывают спектакли, впечатление от которых мощное и яркое: и мысли переполняют, бурлят, хочется немедленно их излить в каком-то мало-мальски осмысленном отзыве хотя бы только для того, чтобы упорядочить для самой себя, чтобы попытаться разложить по полочкам все ощущения и чувства. А бывают другие – «долгоиграющие», которые вроде бы понятны сразу: видно, что игра прекрасна; смысл вроде бы лежит на поверхности; ощущение духовной удовлетворённости тотальное, и это не вихрь, не шквал, а прекрасная полнота чувств – чудесное, кстати говоря, ощущение «послевкусия» от спектакля… Но такие-то спектакли потом долго-долго не отпускают: возвращаются репликами, фрагментами диалогов, порой даже интонациями или жестами, когда ты вдруг «в жизни» замечаешь то, что было на сцене буквально несколько дней назад, – и вдруг с новой силой осознаёшь, что это не просто совпадение – это великое мастерство актёра и режиссёра, показавших тебе с подмостков то, что ты не вычленяешь из жизни, хотя оно окружает тебя тихо и незаметно.
«Ложь во спасение» в Ленкоме – такой спектакль. 10 октября я его видела второй раз – с отличной компанией умных и внимательных зрителей-физиков из 11 «Г» (гимназия №1567), а также с коллегами и друзьями… Спектакль дивный! Спектакль, кажется, такой понятный… И такой на самом деле непростой спектакль! Я давно обратила внимание: что бы ни ставили и кто бы ни ставил в захаровском Ленкоме (в данном случае постановка глубоко мною уважаемого Глеба Анатольевича Панфилова) – это всегда о любви. Причём не столько о любви страстной и чувственной, хотя и эта составляющая тоже есть, – сколько о любви невероятно, до нереальности преданной: это и Кончитта в «Юноне и Авось», 30 лет ждущей своего жениха; это и ослепшая Сольвейг из «Пер Гюнта», знающая и верящая в возвращение своего блудного возлюбленного, узнающая его через прикосновение; это и Екатерина из «Шута Балакирева», изменяющая Петру, потому что «дура добрая», как говорит он сам, но любящая его бесконечно, до того, что физически не может долго без него существовать… И в основном это именно женская любовь, преданная и сильная, поддерживающая мужчину и дающая ему веру и стремление к жизни. Здесь, в «Лжи во спасение», тоже центральная тема – всеобъемлющая любовь. Но уже не только женская: это удивительно преданная, пусть порой даже комичная в своих проявлениях, но наизнанку выворачивающая сердце своей трогательностью любовь дедушки в исполнении Виктора Ракова к бабушке – героине Инны Чуриковой. От этой любви, бескрайней, наполнившей всю его жизнь, герой выгоняет из дома заставляющего страдать его любимую женщину внука; из-за этой заменившей ему жизнь любви он начинает лгать своей единственной любимой женщине об успешности этого блудного внука; из-за того же всеобъемлющего чувства просит помощи у фонда «Помоги ближнему» и привлекает к своей лжи других, молодых и энергичных, творческих и эмоциональных людей: Диего (классный Игорь Коняхин) и Марту (чудесная, искренняя Анна Зайкова). Кажется, что в этом спектакле лгут все – и все лгут во имя блага ближнего: Диего и Марта, превратившиеся ради счастья бабушки в Маурисьо и Изабеллу; дедушка, подыгрывающий им и делающий всё, чтобы обман не раскрылся; лжёт настоящий Маурисьо: до конца так и непонятно, правду ли он рассказывал о подробностях своего детского изгнания и о своих чувствах к бабушке; лжёт сама бабушка, в какой-то момент осознавшая, что всё вокруг неё – спектакль, но от широты и глубины своего женского сердца не пожелавшая разрушать с таким трудом созданную иллюзию, которую – она понимает – сотворили только для неё, во имя её счастья, во имя её «спасения»… Пожалуй, только Хеновева говорит правду – но она герой всё-таки второстепенный, хотя и запоминающийся, благодаря комической работе Ирины Серовой.
Мне нравится, правда, очень нравится молодёжь в этом спектакле: очень, очень хороша Анна Зайкова – совсем не похожа ни на Дуню из «Шута Балакирева», ни на Кончитту в «Юноне…»: она прекрасно искренна, она непосредственна; несмотря на внешнюю красоту, совершенно не любуется собой на сцене – а это так важно! Это так мешает верить герою, когда он увлечён собственной внешностью, и это, увы, так часто встречается… Анна Зайкова в роли Марты-Изабеллы очень органична! Веришь, что из неё, такой слабой и зависимой от всех, кто рядом, такой отзывчивой на чужое чувство, получится через много десятилетий вот такая же бабушка, ради которой она сейчас пошла на ложь, ради которой решилась играть в сказку… Пережив такой сложный спектакль, она не просто сняла маску, она впустила эту историю в себя – и она будет дальше жить такой, преображённой и настоящей – и преобразит гораздо более прагматичного почти до самого конца спектакля Диего. Да! Мне кажется, что преобразит: слишком уж глубоко в сердце она впустила бабушку.
Диего в исполнении Игоря Коняхина – на мой взгляд, попадание в точку! У него трудная роль: мало искренних монологов, он говорит в основном только о деле, тоном деловым и серьёзным. Он всё время в маске – и только Марте удаётся объяснить ему самому, что это маска, и то в конце спектакля. До конца он маску не снимает, но происходит главное: он вдруг осознаёт, что это маска, – а это залог развития героя. Залог его преображения посредством искренней и мудрой любви Марты.
Виктор Раков... – Господи, мне кажется, это одна из лучших его ролей! Виктор Раков – мужественный и страдающий граф Резанов, вечно пьяный и расчётливый, но наивный Алексашка Меншиков, комично-нелепый король троллей – и вдруг… дедушка? Но что он творит со зрителем в этой роли… У него очень мало слов и очень много молчаливого присутствия. Но на него невозможно смотреть без замирания сердца: когда он начинает плакать, когда он с любовью смотрит на бабушку, когда он танцует, когда просто отступает назад, не зная, как реагировать на ту или иную создавшуюся ситуацию. Я нигде, никогда не видела его таким, и это такая блестящая работа, что только ради неё стоит бежать в Ленком и садиться поближе в партере, по возможности презрев материальные препятствия Да, это спектакль «крупных планов»: и здорово, что режиссёр Глеб Анатольевич Панфилов, осознавая это, повесил на сцене 2 больших экрана, в которые зрители амфитеатра и балкона могут разглядеть мимику героев… Суть этих экранов, конечно, не только в этом: они здорово вписаны в сюжет! – но это отдельная тема, как и всегда, сценография важна для анализа, но это займёт ещё страницу рассуждений
А центром всего спектакля, конечно, является Она – Женщина во всех смыслах, которую уже за гранью гениальности играет Инна Михайловна Чурикова… Она играет и мать большого семейства, и любимую и любящую жену, и женщину, вовсе не позабывшую о том, что она женщина, несмотря на солидный возраст героини: она изящна, она одета со вкусом, она готова даже танцевать, она готова обсуждать самые сложные семейные проблемы со своей «внучкой» – она прекрасна, и она играет настоящую, истинную Женщину. И может быть, именно поэтому когда она в финале поступает очень жёстко и очень справедливо, когда сам автор пьесы, читатели, весь зал зрителей полностью на её стороне – когда она отказывает самой себе в том, чтобы простить, – именно тогда происходит трагедия. И она тоже не может жить после этой трагедии: для неё Женщина должна оставаться Женщиной всегда. И простить, даже солгав своему блудному внуку – сказав: «Я прощаю. Я верю». Даже если не прощает и не верит. Должна солгать. Во спасение. Потому что любит. Во имя любви… Снова – о любви. Как, однако, глубоко вошла, впиталась эта тема в стены Ленкома! И как здорово, что это так…
Я могла бы ещё долго петь об этом спектакле (например, об Алексее Полякове я, подлая, ничего не написала, а КАК он прекрасен, как здорово играет, появляясь на сцене суммарно всего минут на 15 максимум!): он, как и большинство спектаклей Ленкома, – спектакль не для одного просмотра. Но я надеюсь, что мне ещё выпадет неоднократная возможность посетить этот спектакль с учениками и друзьями – и тогда у меня будет прекрасный повод снова вернуться к этой теме, по-видимому, почти неисчерпаемой, потому что талант постановки и исполнителей главных ролей даёт богатую пищу для рассуждений!
«Ложь во спасение» в Ленкоме – такой спектакль. 10 октября я его видела второй раз – с отличной компанией умных и внимательных зрителей-физиков из 11 «Г» (гимназия №1567), а также с коллегами и друзьями… Спектакль дивный! Спектакль, кажется, такой понятный… И такой на самом деле непростой спектакль! Я давно обратила внимание: что бы ни ставили и кто бы ни ставил в захаровском Ленкоме (в данном случае постановка глубоко мною уважаемого Глеба Анатольевича Панфилова) – это всегда о любви. Причём не столько о любви страстной и чувственной, хотя и эта составляющая тоже есть, – сколько о любви невероятно, до нереальности преданной: это и Кончитта в «Юноне и Авось», 30 лет ждущей своего жениха; это и ослепшая Сольвейг из «Пер Гюнта», знающая и верящая в возвращение своего блудного возлюбленного, узнающая его через прикосновение; это и Екатерина из «Шута Балакирева», изменяющая Петру, потому что «дура добрая», как говорит он сам, но любящая его бесконечно, до того, что физически не может долго без него существовать… И в основном это именно женская любовь, преданная и сильная, поддерживающая мужчину и дающая ему веру и стремление к жизни. Здесь, в «Лжи во спасение», тоже центральная тема – всеобъемлющая любовь. Но уже не только женская: это удивительно преданная, пусть порой даже комичная в своих проявлениях, но наизнанку выворачивающая сердце своей трогательностью любовь дедушки в исполнении Виктора Ракова к бабушке – героине Инны Чуриковой. От этой любви, бескрайней, наполнившей всю его жизнь, герой выгоняет из дома заставляющего страдать его любимую женщину внука; из-за этой заменившей ему жизнь любви он начинает лгать своей единственной любимой женщине об успешности этого блудного внука; из-за того же всеобъемлющего чувства просит помощи у фонда «Помоги ближнему» и привлекает к своей лжи других, молодых и энергичных, творческих и эмоциональных людей: Диего (классный Игорь Коняхин) и Марту (чудесная, искренняя Анна Зайкова). Кажется, что в этом спектакле лгут все – и все лгут во имя блага ближнего: Диего и Марта, превратившиеся ради счастья бабушки в Маурисьо и Изабеллу; дедушка, подыгрывающий им и делающий всё, чтобы обман не раскрылся; лжёт настоящий Маурисьо: до конца так и непонятно, правду ли он рассказывал о подробностях своего детского изгнания и о своих чувствах к бабушке; лжёт сама бабушка, в какой-то момент осознавшая, что всё вокруг неё – спектакль, но от широты и глубины своего женского сердца не пожелавшая разрушать с таким трудом созданную иллюзию, которую – она понимает – сотворили только для неё, во имя её счастья, во имя её «спасения»… Пожалуй, только Хеновева говорит правду – но она герой всё-таки второстепенный, хотя и запоминающийся, благодаря комической работе Ирины Серовой.
Мне нравится, правда, очень нравится молодёжь в этом спектакле: очень, очень хороша Анна Зайкова – совсем не похожа ни на Дуню из «Шута Балакирева», ни на Кончитту в «Юноне…»: она прекрасно искренна, она непосредственна; несмотря на внешнюю красоту, совершенно не любуется собой на сцене – а это так важно! Это так мешает верить герою, когда он увлечён собственной внешностью, и это, увы, так часто встречается… Анна Зайкова в роли Марты-Изабеллы очень органична! Веришь, что из неё, такой слабой и зависимой от всех, кто рядом, такой отзывчивой на чужое чувство, получится через много десятилетий вот такая же бабушка, ради которой она сейчас пошла на ложь, ради которой решилась играть в сказку… Пережив такой сложный спектакль, она не просто сняла маску, она впустила эту историю в себя – и она будет дальше жить такой, преображённой и настоящей – и преобразит гораздо более прагматичного почти до самого конца спектакля Диего. Да! Мне кажется, что преобразит: слишком уж глубоко в сердце она впустила бабушку.
Диего в исполнении Игоря Коняхина – на мой взгляд, попадание в точку! У него трудная роль: мало искренних монологов, он говорит в основном только о деле, тоном деловым и серьёзным. Он всё время в маске – и только Марте удаётся объяснить ему самому, что это маска, и то в конце спектакля. До конца он маску не снимает, но происходит главное: он вдруг осознаёт, что это маска, – а это залог развития героя. Залог его преображения посредством искренней и мудрой любви Марты.
Виктор Раков... – Господи, мне кажется, это одна из лучших его ролей! Виктор Раков – мужественный и страдающий граф Резанов, вечно пьяный и расчётливый, но наивный Алексашка Меншиков, комично-нелепый король троллей – и вдруг… дедушка? Но что он творит со зрителем в этой роли… У него очень мало слов и очень много молчаливого присутствия. Но на него невозможно смотреть без замирания сердца: когда он начинает плакать, когда он с любовью смотрит на бабушку, когда он танцует, когда просто отступает назад, не зная, как реагировать на ту или иную создавшуюся ситуацию. Я нигде, никогда не видела его таким, и это такая блестящая работа, что только ради неё стоит бежать в Ленком и садиться поближе в партере, по возможности презрев материальные препятствия Да, это спектакль «крупных планов»: и здорово, что режиссёр Глеб Анатольевич Панфилов, осознавая это, повесил на сцене 2 больших экрана, в которые зрители амфитеатра и балкона могут разглядеть мимику героев… Суть этих экранов, конечно, не только в этом: они здорово вписаны в сюжет! – но это отдельная тема, как и всегда, сценография важна для анализа, но это займёт ещё страницу рассуждений
А центром всего спектакля, конечно, является Она – Женщина во всех смыслах, которую уже за гранью гениальности играет Инна Михайловна Чурикова… Она играет и мать большого семейства, и любимую и любящую жену, и женщину, вовсе не позабывшую о том, что она женщина, несмотря на солидный возраст героини: она изящна, она одета со вкусом, она готова даже танцевать, она готова обсуждать самые сложные семейные проблемы со своей «внучкой» – она прекрасна, и она играет настоящую, истинную Женщину. И может быть, именно поэтому когда она в финале поступает очень жёстко и очень справедливо, когда сам автор пьесы, читатели, весь зал зрителей полностью на её стороне – когда она отказывает самой себе в том, чтобы простить, – именно тогда происходит трагедия. И она тоже не может жить после этой трагедии: для неё Женщина должна оставаться Женщиной всегда. И простить, даже солгав своему блудному внуку – сказав: «Я прощаю. Я верю». Даже если не прощает и не верит. Должна солгать. Во спасение. Потому что любит. Во имя любви… Снова – о любви. Как, однако, глубоко вошла, впиталась эта тема в стены Ленкома! И как здорово, что это так…
Я могла бы ещё долго петь об этом спектакле (например, об Алексее Полякове я, подлая, ничего не написала, а КАК он прекрасен, как здорово играет, появляясь на сцене суммарно всего минут на 15 максимум!): он, как и большинство спектаклей Ленкома, – спектакль не для одного просмотра. Но я надеюсь, что мне ещё выпадет неоднократная возможность посетить этот спектакль с учениками и друзьями – и тогда у меня будет прекрасный повод снова вернуться к этой теме, по-видимому, почти неисчерпаемой, потому что талант постановки и исполнителей главных ролей даёт богатую пищу для рассуждений!
- Alena
- Частый гость
- Сообщения: 66
- Зарегистрирован: 24 окт 2011, 15:34
- Откуда: Москва
Re: Спектакль о любви (10 октября 2016 г.)
Браво ! Полностью Согласен !!!!
- Театрал
- Частый гость
- Сообщения: 376
- Зарегистрирован: 10 май 2014, 14:50
Сообщений: 2
• Страница 1 из 1
Кто сейчас на конференции
Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 0